В Первую Мировую войну Русская Императорская армия
15 июня 2024 года
Гаубица, которую звали «матушкой»
В Первую Мировую войну Русская Императорская армия вступила, имея на вооружении два типа 122-мм гаубиц - образца 1909 года и образца 1910 года. Они были спроектированы по заказу военного ведомства немецким концерном «Krupp» и французской фирмой «Schneider». Мы еще расскажем почему так получилось. Эти орудия унаследовала Красная армия. К концу 20-х годов стало очевидно, что орудия устарели. В 1930 году были модернизированы гаубицы образца 1910 года, а в 1937 - м - образца 1909 года. Хотя была увеличена дальность стрельбы, орудия не отвечали современным требованиям. В сентябре 1937 года группа конструкторов Мотовилихинского завода № 172 под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку новой 122-мм гаубицы.
Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР от 29 сентября 1939 года орудие было принято на вооружение Красной армии как «122-мм дивизионная гаубица образца 1938 года (М-30)». В 1940 году началось его массовое производство.
Гаубица М-30 имела современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом и превосходила по характеристикам своих предшественников.
Благодаря большой номенклатуре боеприпасов гаубица М-30 выполняла задачи по поражению живой силы противника на открытой местности и в укрытиях полевого типа, уничтожения и подавления огневых средств пехоты, разрушению ДЗОТов и других сооружений полевого типа, борьбе с артиллерией и бронетехникой, включая тяжелые танки.
Благодаря высокой маневренности, мощи снаряда, надежности и ремонтопригодности конструкции, гаубица М-30 вплоть конца 1980-х годов стояла на вооружении Советской армии и до нашего времени стоит на вооружении армий ряда государств. Единственной ее модернизацией стала замена металлических колес с резиновыми шинами, наполненными губчатой резиной, на колеса от автомобиля ЗИЛ-131, которые были ее основными тягачами, с пневмошинами.
В годы Великой Отечественной войны солдаты ласково называли гаубицу «матушкой», а маршал артиллерии Г.Ф. Одинцов о ней сказал: «Лучше ее уже ничего не может быть...».
Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР от 29 сентября 1939 года орудие было принято на вооружение Красной армии как «122-мм дивизионная гаубица образца 1938 года (М-30)». В 1940 году началось его массовое производство.
Гаубица М-30 имела современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колесным ходом и превосходила по характеристикам своих предшественников.
Благодаря большой номенклатуре боеприпасов гаубица М-30 выполняла задачи по поражению живой силы противника на открытой местности и в укрытиях полевого типа, уничтожения и подавления огневых средств пехоты, разрушению ДЗОТов и других сооружений полевого типа, борьбе с артиллерией и бронетехникой, включая тяжелые танки.
Благодаря высокой маневренности, мощи снаряда, надежности и ремонтопригодности конструкции, гаубица М-30 вплоть конца 1980-х годов стояла на вооружении Советской армии и до нашего времени стоит на вооружении армий ряда государств. Единственной ее модернизацией стала замена металлических колес с резиновыми шинами, наполненными губчатой резиной, на колеса от автомобиля ЗИЛ-131, которые были ее основными тягачами, с пневмошинами.
В годы Великой Отечественной войны солдаты ласково называли гаубицу «матушкой», а маршал артиллерии Г.Ф. Одинцов о ней сказал: «Лучше ее уже ничего не может быть...».